8(495) 683-31-82
8(925) 416-97-44
npopova-1979@mail.ru
"Поможем каждому!"

Коррекция нарушений речи у младших школьников

Зачастую дети при поступлении в первый класс имеют проблемы с речью. Самые частые: дислалия, тахилалия, заикание. Родители не всегда уделяют им внимание, но они могут существенно сказаться на обучении. Логопеды в один голос заявляют, что пока ребёнок не научится произносить буквы правильно, учить чтению его не просто не стоит, а нельзя: это приведёт к патологической неграмотности.

Причины нарушения речи у детей

Выделяют два типа причин нарушения речи: внутренние и внешние.

К первым относятся нарушения развития ребёнка, травмы, проблемы при родах, наследственность. Ко вторым – неблагоприятную среду, дефицит общения, отсутствие необходимого обучения в дошкольном возрасте и т. п.

Влияние внешних факторов на дошкольника велико: его психика очень ранима, он остро воспринимает конфликтные ситуации в семье, плохое обращение. Речь родителей и других взрослых существенно влияет на формирование речи малыша. Если все вокруг говорят неправильно, не ждите, что ребёнок будет исключением.

Также нарушения речи младших школьников могут быть последствием патологий внутриутробного развития, особенно в первые 4 месяца беременности; вирусных заболеваний и сильного токсикоза; серьёзных травм матери в период вынашивания плода; несовместимости крови по резус-фактору; асфиксии; ранних вирусных и кишечных болезней; наследственной предрасположенности.

Раннее определение нарушения речи у ребёнка

Чем раньше будет поставлен точный диагноз, тем выше вероятность к школе избавиться от проблемы. Поэтому наблюдение ребёнка в первые годы жизни у терапевта и узкопрофильных специалистов обязательно, им нельзя пренебрегать.

Существует большое количество типов нарушения развития речи у детей, таких как: афония/дисфония (полное отсутствие или нарушение голоса), бради- и тахилария (патологическое замедление или убыстрение темпа речи); заикание; дислания (нарушение произношения при нормальном слухе и работе речевого аппарата) и т. д.

Кроме афазии (полной утраты голоса из-за поражения мозга) и афонии почти все нарушения речи поддаются исправлению, если вовремя начать коррекционную работу с ребёнком.

Последствия отсутствия коррекции произношения

Если запустить нарушения речи, возможны серьёзные проблемы в будущем:

  • замедление общего развития ребёнка и формирования высших психических функций;
  • нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в нервозности, замкнутости, зажатости, эмоциональной нестабильности и т. д.;
  • сложности с освоением навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия), счёта и понимания чисел (дискалькулия).

Это приводит к общему ухудшению уровня жизни ребёнка, который чувствует себя недостаточно умным, способным, теряет уверенность в своих силах. Кроме того, при отсутствии своевременного диагностирования дислексия может быть принята педагогами за лень, нежелание учиться, непокорность, что осложнит весь процесс обучения, настроив преподавателей против «ленивого» ребёнка.

Раннее выявление и коррекция нарушений речи у детей позволяют избежать проблем и сохранить душевное равновесие малышей.