8(495) 683-31-82
8(925) 416-97-44
npopova-1979@mail.ru
"Поможем каждому!"

Коррекция нарушений чтения у младших школьников

Хотя первые случаи дислексии были зафиксированы ещё в 19 веке, подробное изучение проблемы началось с распространением образования, то есть с начала 20 века. Тогда стали обнаруживаться примеры нарушения обучаемости чтению, когда у детей частично или полностью отсутствовали необходимые для него навыки:

  • не могли осознать значение понятий «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  • могли путать сходные по внешнему виду или похоже звучащие буквы;
  • возникали сложности с распознаванием письменных знаков и фонем;
  • проблематичным было чтение вслух и понимание прочитанного, пересказ

и т. д.

Понимание дислексии в России и других странах

Изучение дислексии породило множество теорий и школ, многие из которых практикуют поныне. Подход к вопросу различается не только между создателями разных методов, но и между учёными разных стран в принципе.

В России термином «дислексия» обозначают только проблемы с обучаемостью чтению, корень которых отечественные учёные видят в нарушении функций мозга, поэтому дислексия относится к последствиям отклонений в умственном развитии. В Европе и США подход к вопросу иной: под дислексией понимается комплексная проблема, когда человек испытывает трудности с пониманием, запоминанием, воспроизведением любых символов и фонем (букв, цифр, математических, нотных знаков). Интеллект дислексика предполагается нормальным, то есть отклонение не связано с недоразвитием.

Работа с дислексиками в США – не коррекция нарушения навыков чтения, а помощь в преодолении глубинных проблем, связанных с обучением, бытом и другой деятельностью.

Преодоление дислексии по методу Рональда Дейвиса

Известный американский исследователь дислексии Рональд Дейвис описывает дислексию как особое визуальное мышление человека, обусловленное частичным или полным отсутствием абстрактных понятий. Для понимания прочитанного дислексику требуется «видеть образ слова», а слова, не имеющие образа, для него лишены смысла. Он не может ни понять, ни запомнить, ни использовать их. В этом Р. Дейвис видит главную причину дислексии, а также смежных отклонений: СДВГ, дисграфии и т. п.

Программа коррекции нарушения обучаемости чтению у младших школьников по Дейвису включает занятия лепкой из белой глины, в процессе которых ребёнок создаёт и осознаёт образы слов и знаков, вызывающих у него сложности. Получая этот навык и другие инструменты Программы Дейвиса, дети могут управлять своей дислексией, обучаться наравне со сверстниками и жить полноценной жизнью.

Но прохождением Программы Дейвиса коррекционная работа по преодолению нарушений чтения не заканчивается. Её необходимо продолжать ежедневно с помощью родителей и педагогов.