Коррекция нарушений письма у младших школьников
Отечественная медицина позиционирует дислексию (нарушение обучаемости чтению) и дисграфию (недоразвитие навыков письма) как нервно-психические заболевания, обусловленные отклонениями в развитии плода, соматическими заболеваниями на ранних этапах развития, неблагоприятной средой. Российские дефектологи относят дисграфиков и дислексиков к той же категории, что и детей с аномальными отклонениями в развитии: с детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией, умственно отсталых и т. п.
Главной причиной нарушения навыков письма у младших школьников называют недостаточную сформированность высших психических функций.
При таком освещении вопроса огромное количество первоклассников могли бы быть сразу распределены в коррекционные классы, ведь проблемы с овладением чтением и письмом – бич современного общества. Но этого не происходит. Разберём, почему.
Что такое дисграфия
Дисграфия – стойкая неспособность человека овладеть навыками письма:
• множественные орфографические, пунктуационные, логические ошибки;
• перестановка слов в предложении, букв и слогов в словах;
• сложности с формированием слов и слогов;
• нарушение почерка
и т. д.
Согласно мнению европейских и американских специалистов, она не является признаком умственной отсталости. Учёные заявляют, что главным признаком нарушение письма у детей при дисграфии является сохранение у них нормального интеллекта.
Дети имеют все предпосылки к овладению навыками чтения и письма, но что-то мешает им сделать это. Американский исследователь проблем дислексии Рональд Дейвис высказал свою точку зрения несколько десятков лет назад, и за прошедшие годы она нашла подтверждение на тысячах примеров по всему миру.
Коррекция дисграфии по методу Р. Дейвиса
Дислексия (этим термином Дейвис обозначает и дисграфию, и дисалгебраию, и другие сходные по происхождению отклонения) – следствие особого видения мира, когда человек мыслит образами, почти не прибегая к абстрактным понятиям.
У таких людей возникают сложности, когда нужно запомнить, а главное понять слова, не имеющие визуального отображения. Такие слова – триггеры – вызывают активизацию дислексии и дисграфии, из-за чего у ребёнка появляются проблемы с чтением и/или письмом.
Эффективная коррекция нарушение письма у школьников возможна и занимает несколько дней: методист помогает ребёнку осознать его триггеры, преодолеть их и овладеть инструментами управления своим состоянием, чтобы контролировать его в будущем.
Разумеется, коррекция не решает проблему целиком: необходима постоянная самостоятельная работа, помощь и поддержка близких и педагогов, – но она даёт ребёнку понимание его особенного состояния и уверенность в своих силах.
Коррекция нарушений чтения у младших школьников