"Поможем каждому!"

Дислексия: аспекты социального управления проблемой

Изображение

Проблема дислексии (Specific reading disability) – нарушение способности к овладению навыками чтения и письма, остаётся весьма актуальной и чрезвычайно социально острой во всём мире. Рост численности детей с симптомами дислексии, или, как её называют, «болезнью неграмотности», вызывает значительные трудности их обучения сначала в школах, а затем в высших учебных заведениях. Российские преподаватели не знакомы с этим состоянием, и те подходы, которые существуют в отечественных учебных заведениях, являются ошибочными.

Затруднённость при чтении, неспособность ясно выражать свои мысли, множество грамматических ошибок при письме, плохой почерк и дефицит внимания – всё это приводит к большим психологическим проблемам детей-дислексиков при их обучении. Как правило, эти неспособности часто приписывают лени и упрямству. Ощущение себя неудачником, бездарностью, нехватка веры в свои силы – это чувства, которые формируются в ученике-дислексике в школе. При столкновении с кажущимися ему непреодолимыми трудностями в учёбе, эти чувства усиливаются и могут отразиться на его поведении в школе и вне школы, а также на психическом статусе в целом.

В процессе обучения дислексики сталкиваются не только с проблемами психологического характера (поэтому их называют «детьми, страдающими дислексией»), но и испытывают значительные трудности при социальной адаптации: при выборе профессиональной ориентации, при аттестации знаний в школе в виде ЕГЭ и ГИА, в процессе обучения в ВУЗах и при трудоустройстве на работу.

При выборе профессиональной ориентации, дислексики испытывают трудности, т. к. не могут по-настоящему оценить свои способности и часто не видят себя в тех профессиях, где они могли бы себя полностью реализовать.

Российская система аттестации знаний в школе в виде ГИА и ЕГЭ, основанная на работе ученика с письменной информацией, затрудняет сдачу экзаменов дислексиками и уменьшает их шансы быть правильно оценёнными. Известно, что дислексики лучше воспринимают информацию визуально или аудиально.

В процессе обучения в университетах, как и в школах, дислексики испытывают трудности, их успеваемость падает. Такие студенты в разговоре с преподавателем часто повторяют одно и то же, плохо структурируют рефераты, нечётко выражают свои мысли в заданиях, выполняемых в письменном виде. Как следствие, возможны провалы в учёбе, задолженности и последующие отчисления из ВУЗов.

При трудоустройстве на работу дислексики также встречаются с письменным тестированием, что приводит к дополнительным трудностям и отрицательно сказывается на конечном результате.

Поэтому разработка практических рекомендаций для социального управления проблемой дислексии в процессе обучения детей в школах и ВУЗах с целью повышения уровня и качества знаний, совершенствования их профессиональной и социальной адаптации, устранения проблем психологического характера является актуальной задачей.

Однако решение социальной проблемы дислексии необходимо ещё и потому, что дислексия – это уникальный дар, и если способности дислексиков не под воспитательным процессом, то они дадут две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высокоразвитые творческие способности.

Мировая статистика, предоставляемая Международной ассоциацией дислексии, по численности дислексиков в разных странах, и проводимые исследования показали, насколько актуальным является вопрос выявления дислексии у детей и необходимость дальнейшей адаптации дислексиков в социуме.

Исследования процесса чтения и письма у школьников показывают, что существует значительный разброс в показателях сформированности данных навыков. Как видно из рис. 1, количественная оценка этого разброса показывает, что он подчинён закону нормального распределения. Среднее значение отклонения показателя сформированности навыков обозначено знаком М. Разброс от среднего значения называется стандартным отклонением и обозначен знаком δ. Ряд значений, которые принимают показатели оценки навыков чтения и письма у школьников, находится в диапазоне от М - 3δ до М + 3δ, что соответствует 100% исследуемых детей. Диапазон от М - 1δ до М + 1δ показывает статистическую норму полноценного владения навыками. Статистическая норма определяется «нормативом», т. е. неким узаконенным в данном государстве критерием полноценного владения навыком, определённым требованиями школьной программы. В среднем область М ± 1δ охватывает 68,3% испытуемых школьников.

Группу риска составляют школьники, показатели навыков чтения которых находятся в более широком диапазоне, границами которого являются значения от М - 2δ до М + 2δ. В среднем это 84,3% испытуемых детей. График показывает, что, в зависимости от принятого норматива школьной программы в конкретном государстве, число детей с дислексией может составлять диапазон от 10 до 20%.

Статистические данные IDA по численности дислексиков в разных странах подтверждают результаты проводимых исследований. В США среди 20 миллионов детей в возрасте от 5 до 9 лет дислексией страдают от 1 до 2,5 миллионов. В Великобритании из 25 человек является дислексиком. Причём среди мальчиков дислексия встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек.

По данным исследований, проводимых в России, и данным, предоставленным IDA, в нашей стране 20% населения имеют симптомы дислексии (9 миллионов школьников и 20 миллионов взрослых россиян), что указывает на масштабность проблемы и острую необходимость социального управления ею. 

Изучение существующих методик выявления дислексии у детей показало, что за рубежом существуют стандартизированные методики диагностирования дислексии (WORD, WRAT, WRMT, GORT и др.). Созданы технические устройства для диагностики нарушений чтения на основе регистрации движения глаз в процессе чтения и по характерным нарушениям устойчивости фиксации взора, что является косвенным признаком дислексии.

В России дислексия выявляется очень редко или не выявляется совсем. Для русскоязычных детей пока существует весьма малое количество методик, которые требуют, как правило, трудоёмкого, сложного комплекса обследований и могут проводиться только в специализированных центрах.

Направлены они в основном на выявление группы риска детей дошкольного и младшего школьного возраста (дифференциальная диагностика, метод, разработанный в НИИ ЛОР болезней РАМН). В большинстве российских школ применяется традиционное «школьное» оценивание качества чтения и письма, которое, к сожалению, не позволяет выявить дислексию, и дети часто остаются не диагностированными.

Не выявление дислексии и возникающие в результате этого социальные проблемы в процессе обучения в школах и ВУЗах определили необходимость разработки анкеты, позволяющей диагностировать черты дислексии у учеников среднего, старшего школьного возраста и студентов.

По результатам исследования и анализа тестов, применяемых в Великобритании и направленных на выявление дислексии у детей от 10 лет и взрослых (по методикам английских учёных Дороти Гилроу, Рональда Дейвиса, Тони Бьюзена, а также представленных на официальных сайтах IDA) была разработана специальная анкета. Данная анкета прошла оценку психологов пяти школ Раменского р-на Московской области, где в 2011-12 годы было проведено анкетирование 300 учеников 5-11 классов. Результаты анкетирования показали, что общее количество школьников, предрасположенным к дислексии, составляет по рассматриваемым школам от 5% до (?). Ответы учеников на поставленные в анкете вопросы позволили предрасположенным к различным видам дислексии: дисэйдезии – 6 человек, дисфонизии – 5 человек, дисграфии – 8 человек. Из них учащиеся старших классов – 8 человек.

Разработанная анкета может быть применена для диагностирования студентов ВУЗов. В МГТУ им. Н. Э. Баумана проведено анкетирование потока студентов факультета «Машиностроительные технологии» в количестве 68 человек. Результаты анкетирования позволили выявить 4-х студентов (что составляет 4,4% от опрошенных студентов), предрасположенных к моторной дислексии – дисграфии.

Для выработки рекомендаций по дальнейшей профессиональной ориентации учеников-дислексиков проведено исследование данных английских форумов дислексиков. Были просмотрены данные 100 участников. Это позволило выявить наиболее часто выбираемые дислексиками профессии, в которых они себя полностью реализовали. Анализ показал, что приоритетными являются творческие, технические профессии и рабочие специальности.

Опыт обучения дислексиков в школах и университетах Великобритании может быть успешно перенесён применён в отечественных условиях для управления социальной проблемой дислексии в России. Образовательная система Великобритании уделяет достаточно внимания вопросу раннего выявления детей с проблемами дислексии в школе и направлена на специальное их обучение.

Большинство школ Великобритании обучают детей читать методом «look and see» («смотри и запоминай»). Учитель показывает детям написание целого слова и рассчитывает на то, что они запомнят, как его правильно писать и произносить.

В школе «Monteagle» применяли для обучения детей, страдающих дислексией, метод «синтетических звуков» (synthetic phonics). Метод связан с тем, что дети меньше полагаются на зрительную память, развивая слуховую. В частности, они запоминают звуки, которые ассоциируются с конкретными буквами, и используют их для построения слов.

Примечания:

*дисфонизия (слуховая дислексия) – когда ребёнок затрудняется анализировать слова по их звучанию;

*дисэйдезия (визуальная дислексия) – связана с плохим зрительным распознаванием слов;

*дисграфия (моторная дислексия) – трудности восприятия орфографии и пунктуации, особенно в письме от руки (часто пишут буквы задом наперёд);

Общие рекомендации:

1. Существующие подходы, которые предложены дислексикам в школе и ВУЗе, являются ошибочными, и их необходимо менять, так как они вызывают и обостряют социальные проблемы;

2. Школьники и студенты-дислексики нуждаются в новом поколении учителей и преподавателей, которые не только владеют предметом своего знания, но и способны чувствовать индивидуальность своего ученика.

Рекомендации для школы:

1. Совместно с психологами диагностических центров внедрять в школах методики и проводить анкетирование на предмет выявления (наличия) признаков дислексии у учеников младших, средних и старших классов;

2. В целях устранения психологических проблем предоставлять каждому время для работы с психологом;

3. Внедрять и использовать в школах инновационные и апробированные методики обучения, такие как метод «смотри и запоминай» («look and see»), метод синтетических звуков («synthetic phonics»), разработанные в Великобритании;

4. Внедрять учебную литературу для обучения дислексиков;

5. Учитывать статус «дислексик» при сдаче аттестационных экзаменов в школе. Для этого внедрять опыт английских школ (университетов) по проведению экзаменов аудированием (устная форма) с дополнительными 25% времени на выполнение задания;

6. Давать ученикам-дислексикам старших классов рекомендации по выбору дальнейшей профессиональной ориентации и поступлению в ВУЗы.

Рекомендации для ВУЗов:

1. Иметь информацию об абитуриентах и студентах, имеющих статус «дислексик» (посредством проведения тестирования или по данным из школ);

2. В процессе индивидуальной работы преподавателя со студентом использовать соответствующие рекомендации и ввести в практику обучения тонированную бумагу;

3. Использовать в обучении больший объём видеоматериалов;

4. Ввести в практику работы со студентами-дислексиками использование программного обеспечения «Blackboard Learn», позволяющего проводить их обучение, также выполнение учащимися самостоятельных работ в виде голосовых и видео-ответов с последующей оценкой их преподавателями;

5. Создать некоммерческий образовательный сайт для дислексиков в целях их социальной адаптации.

Рекомендации для органов управления образованием:

1. Проводить постоянное выявление детей, имеющих признаки дислексии, начиная с раннего возраста;

2. Широко использовать в работе принятые во всём мире и апробированные тесты для выявления дислексии;

3. Разрабатывать учебную литературу для обучения дислексиков;

4. Организовать обучение воспитателей детских садов и преподавателей общеобразовательных школ по особенностям работы с детьми-дислексиками;

5. В школах проводить целенаправленную профессиональную ориентацию детей с дислексией с целью обоснованного выбора профессионального высшего или среднего учебного заведения;

6. Организовать в каждом городе на базе крупных школ образовательные центры для детей и подростков, страдающих дислексией, для более успешной их социализации и устранения проблем образовательного и психологического характера.

Выводы:

1. Ощущение себя неудачником, бездарностью, нехватка веры в свои силы – это чувства, которые формируются в ученике-дислексике в школе и могут отразиться на его поведении и психологическом статусе в целом;

2. В результате неправильного подхода в обучении проблема дислексии не решается, что становится причиной душевных страданий детей;

3. Если уникальные способности дислексиков не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высокоразвитые творческие способности;

4. В настоящее время группа детей, стойко не овладевающих навыком чтения и письма, в России выявляется очень редко или не выявляется совсем;

5. Выявление дислексии у школьников и студентов даст возможность устранить возникающие социальные проблемы в процессе их обучения при изменении позиции российского образования и здравоохранения;

6. Опыт обучения дислексиков в школах и университетах Великобритании может быть успешно перенесён и применён в отечественных условиях для управления решением социальной проблемы дислексии в России.