"Поможем каждому!"

Фонематическая дислексия

коррекция фонематической дислексии

Обучение ребенка – трудоемкий процесс, который иногда может сопровождаться дополнительными сложностями. Речь идет о проявлениях дислексии. Одним из типов дислексии является фонематическая – при ней люди не могут правильно воспринимать и дифференцировать буквы, фонемы которых созвучны по одному или нескольким признакам: твёрдые-мягкие, глухие-звонкие и так далее.

Проблема заключается в том, что нарушение слухового восприятия звуков приводит к их неправильному применению: з-с, т-д, г-к и так далее. Ошибки переносятся на письмо, порождая ещё одну серьёзную проблему обучения – дисграфию.

Исправить ситуацию позволяет правильное восприятие проблемы и использование наиболее подходящих методик коррекции.

Причины фонематической дислексии

Фонематическая дислексия может сопровождать заболевания, связанные с психологическим развитием ребенка или его задержкой, умственной отсталостью, ДЦП. Однако часто расстройство присутствует у детей с достаточно высоким уровнем интеллекта.

Причинами нарушений в таких случаях выступают факторы, влияющие на формирование и развитие головного мозга ребенка:

• инфекционные заболевания, интоксикации матери во время беременности;

• родовые и иные травмы;

• генетическая предрасположенность.

Играет свою роль также нехватка общения ребенка с родителями, неблагоприятное окружение, эмоциональный дискомфорт.

Виды фонематической дислексии

При классификации расстройств чаще всего используется функциональная особенность их проявления. По данному признаку выделяется два основных вида дислексии:

• нарушение фонематического восприятия;

• расстройство функции фонематического анализа.

Каждая из форм имеет свои проявления, связанные с недостатками работы с системой дифференциации звуков, их применением.

Признаки фонематической дислексии

Специфическими ошибками характерные для фонематической дислексии являются, когда:

• плохо запоминают написание букв, заменяют и ошибочно используют «похожие» фонемы;

• совершают пропуски согласных на стыке и добавление лишних гласных звуков в словах;

• совершают перестановку местами и «выпадение» слогов и звуков;

• имеет место побуквенное чтение;

• нарушается звуко-слоговая структура текста.

Основные сложности вызываются звуками, имеющими сходную акустическую или артикуляционную основу.

Диагностика фонематической дислексии у детей

Расстройство может проявляться в разной степени, поэтому не всегда его легко диагностировать на начальных этапах. Для многих детей в детском саду или первом классе характерны ошибки в произношении, написании слов, использование побуквенного чтения. Поэтому очевидными проблемы с фонематическим восприятием и анализом становятся чуть позже. Например, это происходит по прошествии нескольких месяцев или года обучения, когда отставание от сверстников заметно усиливается.

При подозрениях на фонематическую дислексию основным способом диагностики является проверка процессов чтения и письма. Ребенку предлагается переписать печатный текст, после этого диктуются его отдельные предложения. Также проверяется чтение отдельных букв, слогов, слов.

С помощью специальных приемов диагноз устанавливается на более ранних стадиях, до начала обучения в школе. Это позволяет подобрать необходимые методики коррекции и не затягивать решение проблемы.

Коррекция фонематической дислексии по методу Рональда Дейвиса

На протяжении десятилетий фонематическую дислексию пытались устранить путём упражнений: повторения и заучивания материала. Такое «лечение» не могло дать результата, потому что не принимает во внимание особенности восприятия человека с дислексией: постоянное заучивание, механическое чтение одних и тех же слов, повторное прохождение материала не может им помочь.

Дело в том, что эти дети мыслят иначе – образами, а не словами, следовательно и коррекция состояния должна проводиться с учётом их особого взгляда на мир – так, как это предлагает Рональд Дейвис.

Во время коррекционного процесса:

• делается анализ предложений по словам;

• производится слоговой анализ с выделением согласных и гласных звуков из слова;

• развивается фонематическое восприятие, анализ и синтез.

Для проведения курса коррекции применяются разные подходы и способы. Одним из наиболее популярных является метод Рональда Дейвиса. В его основе заложен механизм контроля над своим состоянием. Для этого необходимо научиться пользоваться инструментами контроля. Это позволяет дислексикам взять под контроль своё состояние и избегать неприятных симптомов, полностью реализуя свой потенциал в учёбе, работе и жизни. Его метод, основанный на собственном опыте и многолетних исследованиях, доказал свою эффективность в разных странах мира.

Не стоит также пренебрегать логопедическими приемами и упражнениями, которые помогают вырабатывать необходимые навыки, разнообразят и совершенствуют систему коррекции. Логопедические упражнения для развития ребёнка можно делать дома с родителями, вовлекая в интересную игру всю семью, чтобы дети не чувствовали своего «особенного» положения.

Профилактика фонематической дислексии

Возникновение подозрений о наличии фонематических нарушений у ребенка – основание для обращения за помощью к специалисту и проведения диагностики. Такой подход позволяет решать потенциальные проблемы с обучением на ранней стадии. Он также избавляет ребенка от дополнительного дискомфорта и попадания в стрессовые ситуации во время учебы в школе.

Важным является полноценное общение с детьми, использование развивающих речь заданий и игр, создание благоприятного социального окружения. В совокупности это создает возможности для ребенка уходить от проблем с обучением, не чувствовать уязвимость в его процессе.

Занятия с логопедом-дефектологом по коррекции фонематической дислексии в Москве

В Центре коррекции дислексии в Москве проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции фонематической дислексии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Также Вы можете связаться с нами в социальных сетях , и .

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

 

Тест на дислексию

Логопед-дефектолог в Москве