"Поможем каждому!"

Коррекция оптической дисграфии

Оптическая дисграфия – это расстройство письменной речи, связанное с недостаточностью оптического образа буквы, на фоне недостаточного развития оптических, пространственных и моторных процессов. Характеризуется заменой сходных по воспроизведению букв, отраженным написанием символов или ошибками в изображении отдельных элементов. Оптическая дисграфия в чистой форме диагностируется не более, чем у 2% школьников, а проблемы с правописанием у детей младшей школы, как правило, связаны с недостаточным развитием зрительного восприятия.

Причины оптической дисграфии

Этиология расстройства связана с неумением головного мозга быстро и точно обрабатывать визуальные данные. Это связано со следующими факторами, которые в полной мере не дают ребенку зрительно усвоить, графически воспроизвести буквы:

• неполнота зрительного восприятия;

• десинхронизация зрительно-двигательной координации;

• дисфункция речевого и зрительного анализатора;

• дисфункции таламуса, отвечающего за скорость и качество обработки изображений.

Пусковым механизмом развития патологических трансформаций, которые привели к развитию оптической дисграфии, могут быть следующие причины:

1. Антенатальные. Влияют на ребенка еще в период внутриутробного развития. Это инфекционные заболевания матери, гестоз, тяжелая форма анемии, церебральная гипоксия, резус-конфликт, табакокурение, употребление матерью алкоголя и психотропных веществ.

2. Перинатальные. Вероятность оптической дисграфии возрастает у детей, рожденных на сроке до 35 недель, путем кесаревого сечения или тех, кто получил внутричерепные травмы в процессе родов.

3. Постнатальные. Затрагивают период развития ребенка после рождения. Пусковым механизмом могут стать инфекционные поражения нервной системы, дистрофия, тяжелые черепно-мозговые травмы, острые отравления химическими и токсическими веществами, дисфункции сердечно-сосудистой системы, онкология, тяжелая психическая травма.

Все описанные факторы приводят к истощению нервной системы, торможению ее развития, что осложняет освоение устной и письменной речи. Кроме этого, в группу риска попадают дети:

оптическая дисграфия

• у которых есть родственники с дисграфией;

• левши;

• переученные с левой на правую руку;

• разговаривающие с детства на несколько языках;

• с общим речевым нарушением;

• с замедлением психического развития.

Виды

Классификация оптической дисграфии производится по механизму и типу ошибок. Все подвиды могут сочетаться или развиваться обособлено. Выделяют следующие виды:

Литеральный. Связан с некорректным изображением изолированной буквы;

Вербальный. Характеризуется непроизвольной заменой или соединением сходных букв в слове;

Зеркальный. Проявляется написанием букв зеркальным образом.

Некоторые специалисты выделяют оптическую дисграфию кинетического типа, связанную с неподготовленностью руки к письму, скованностью движений, невозможностью выполнять дифференцированные движения, что ведет к деформации моторной схемы буквы.

Симптомы

Заметить предпосылки расстройства можно еще в дошкольном возрасте – достаточно посмотреть на детский рисунок: ребенок плохо ориентируется на листе, рисует несопоставимые по размерам детали. Уже в школьном возрасте педагог или родитель может заметить у ребенка в тетради зрительные, моторные, пространственные ошибки, которые проявляются следующим образом:

• замена визуально похожих букв, отличающихся надстрочно или подстрочно расположенными элементами;

• замена схожих букв, отличающихся по количеству элементов;

• пропуск или дописывание составляющих буквы;

• зеркальное изображение букв;

• смешение больших и маленьких букв в одном слове или рядом стоящих;

• написание вне строки, постоянная перемена наклона букв или несоблюдение расстояния между словами.

Кроме сложностей с написанием, у ребенка с оптической дисграфией страдает навык чтения – школьник читает справа налево, пропускает слова или буквы, неправильно дифференцирует их.

Неразборчивый почерк, сложности с чтением провоцируют у детей неуверенность в себе и страх ошибок, а неудовлетворительные оценки только усугубляют проблемы. Это приводит к невротизации, потере мотивации к учебе. Нередко оптическая дисграфия сочетается с неврологическими патологиями: снижение памяти, ухудшение внимания, гиперактивность, поведенческие нарушения.

Коррекция оптической дисграфии у детей

В лечении оптической дисграфии центральное место занимает работа с логопедом. Для повышения эффективности терапии, устранения первопричин проблемы, сопутствующих осложнений к лечению подключают психолога, невролога. В работе обязательно участвуют воспитатели, педагоги, родители.

Коррекция проводится по следующим направлениям:

коррекция оптической дисграфии

• Развитие гностических и мнестических функций. Работа направлена на увеличение объема зрительной памяти, уточнение форменного и цветного восприятия. С ребенком работает логопед, который учит узнавать предметы по контуру, выделять похожие изображения, дифференцировать сходные буквы, соотносить их образ с предметами.

• Развитие пространственной ориентации собственного тела, предметов в окружающей среде и на листе. Для этого делается акцент на разграничивании понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «над-под», различной локации предметов.

• Развитие графомоторных способностей. Центральное место занимает мелкая моторика, которую активизируют при помощи пальчиковой гимнастики, ручного массажа пальцев, ладоней, кистей или с использованием специальных шариков, резинок и пружинок, лепки, штриховки, конструирования, собирания мозаики. По мере развития моторики, взросления ребенка проводят графические диктанты.

• Развитие способности распознавать, дифференцировать символические знаки, в том числе буквы и цифры, сходные по оптическим и кинетическим признакам. С этой целью используются упражнения по конструированию букв, складывание пазлов, распознавание их на ощупь. После прохождения всех этапов терапии необходимо закрепить полученные знания – связь звука с его графическим символом при помощи специальных упражнений, письма с проговариванием вслух, позже «про себя».

Профилактика

Чаще всего оптическая дисграфия поддается логопедической коррекции. Тяжелые случаи диагностируются крайне редко и, как правило, такие дети обучаются в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях, занимающихся речевыми патологиями.

Профилактика расстройства начинается еще задолго до зачатия – будущей маме следует отказаться от вредных привычек и правильно питаться. В период беременности важно исключить стрессы, правильно питаться, много отдыхать и гулять на свежем воздухе, соблюдать рекомендации врачей.

В дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику ребенка, зрительное восприятие, пространственное ориентирование. При диагностировании проблем с развитием речи необходимо посетить специалистов, которые назначат лечение, направят ребенка в специальные группы и классы. Ежедневная работа с логопедом поможет справиться с проблемой, вернуться к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Коррекция по методу Рональда Дейвиса

центр коррекции оптической дисграфии в Москве

Учитывая, что данное расстройство сопутствует и часто является следствием дислексии, картина становится менее радужной. Впоследствии, когда чтение и письмо из предмета изучения перейдут в категорию инструмента обучения, у детей возникают проблемы, ведь пока их сверстники усваивают предмет, они будут «бороться с собой».

Дислексия и дисграфия – не следствие недостаточного словарного запаса или отсутствия элементарных навыков. Дети с этими нарушениями думают иначе, чем большинство людей, которые мыслят и образами и словами. А они опираются в основном на образное мышление, поэтому слова, для которых не могут найти образа в воображении, просто не читаются ими.

Рональд Дейвис разработал уникальную программу для учеников: она рассматривает дислексию не как болезнь, а как особое мышление и предоставляет людям, обладающим им, способы, позволяющие справиться со спутанностью сознания, читать, писать, жить, не беспокоясь о трудностях с письменной речью и координацией, добиваясь успеха во многих областях.

Прохождение курса, который длится пять дней, позволит избавиться от проблем, связанных с оптической дисграфией. Важно, чтобы родители не оставляли всю работу на методистов: по окончании курса, дома нужно делать упражнения для закрепления и улучшения результата. Благодаря этому ваш ребёнок преодолеет все свои сложности.

 

Логопед-дефектолог в Москве