"Поможем каждому!"

Коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников

коррекция чтения у детей

Изучение дислексии породило множество теорий и школ, многие из которых практикуют поныне. Подход к вопросу различается не только между создателями разных методов, но и между учёными разных стран в принципе.

Отечественная медицина позиционирует дислексию (нарушение обучаемости чтению) и дисграфию (недоразвитие навыков письма) как нервно-психические заболевания, обусловленные отклонениями в развитии плода, соматическими заболеваниями на ранних этапах развития, неблагоприятной средой. Российские дефектологи относят дисграфиков и дислексиков к той же категории, что и детей с аномальными отклонениями в развитии: с детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией, умственно отсталых и т. п. Главной причиной нарушения навыков письма у младших школьников называют недостаточную сформированность высших психических функций.

В Европе и США подход к вопросу иной: под дислексией понимается комплексная проблема, когда человек испытывает трудности с пониманием, запоминанием, воспроизведением любых символов и фонем (букв, цифр, математических, нотных знаков). Интеллект дислексика предполагается нормальным, то есть отклонение не связано с недоразвитием.

Работа с дислексиками в США – не коррекция нарушения навыков чтения, а помощь в преодолении глубинных проблем, связанных с обучением, бытом и другой деятельностью.

Коррекция нарушений письма у младших школьников

Дисграфия – это стойкая неспособность человека овладеть навыками письма:

• множественные орфографические, пунктуационные, логические ошибки;

• перестановка слов в предложении, букв и слогов в словах;

• сложности с формированием слов и слогов;

• нарушение почерка и т. д.

Согласно мнению европейских и американских специалистов, она не является признаком умственной отсталости. Учёные заявляют, что главным признаком нарушение письма у детей при дисграфии является сохранение у них нормального интеллекта.

Дети имеют все предпосылки к овладению навыками чтения и письма, но что-то мешает им сделать это. Американский исследователь проблем дислексии Рональд Дейвис высказал свою точку зрения несколько десятков лет назад, и за прошедшие годы она нашла подтверждение на тысячах примеров по всему миру.

Коррекция нарушений чтения у младших школьников

коррекция дислексии у детей

Хотя первые случаи дислексии были зафиксированы ещё в 19 веке, подробное изучение проблемы началось с распространением образования, то есть с начала 20 века. Тогда стали обнаруживаться примеры нарушения обучаемости чтению, когда у детей частично или полностью отсутствовали необходимые для него навыки:

• не могли осознать значение понятий «буква», «слог», «слово», «предложение»;

• могли путать сходные по внешнему виду или похоже звучащие буквы;

• возникали сложности с распознаванием письменных знаков и фонем;

• проблематичным было чтение вслух и понимание прочитанного, пересказ и т. д.

Преодоление дисграфии по методу Рональда Дейвиса

Дислексия (этим термином Дейвис обозначает и дисграфию, и дисалгебраию, и другие сходные по происхождению отклонения) – это следствие особого видения мира, когда человек мыслит образами, почти не прибегая к абстрактным понятиям.

Известный американский исследователь дислексии Рональд Дейвис описывает дислексию как особое визуальное мышление человека, обусловленное частичным или полным отсутствием абстрактных понятий. Для понимания прочитанного дислексику требуется «видеть образ слова», а слова, не имеющие образа, для него лишены смысла. Он не может ни понять, ни запомнить, ни использовать их. В этом Р. Дейвис видит главную причину дислексии, а также смежных отклонений: СДВГ, дисграфии и т. п.

коррекция дислексии и дисграфии

У таких людей возникают сложности, когда нужно запомнить, а главное понять слова, не имеющие визуального отображения. Такие слова – триггеры – вызывают активизацию дислексии и дисграфии, из-за чего у ребёнка появляются проблемы с чтением и/или письмом.

Эффективная коррекция нарушений чтения и письма у школьников возможна и занимает несколько дней: методист помогает ребёнку осознать его триггеры, преодолеть их и овладеть инструментами управления своим состоянием, чтобы контролировать его в будущем.

Программа коррекции нарушения обучаемости чтению у младших школьников по Дейвису включает занятия лепкой из белой глины, в процессе которых ребёнок создаёт и осознаёт образы слов и знаков, вызывающих у него сложности. Получая этот навык и другие инструменты Программы Дейвиса, дети могут управлять своей дислексией, обучаться наравне со сверстниками и жить полноценной жизнью.

Разумеется, коррекция не решает проблему целиком: необходима постоянная самостоятельная работа, помощь и поддержка близких и педагогов, – но она даёт ребёнку понимание его особенного состояния и уверенность в своих силах.

 

Коррекция нарушений речи у младших школьников

Логопед-дефектолог в Москве