Почему ребенок при письме пропускает буквы
В начальных классах происходит приобретение знаний и навыков, необходимых на протяжении всей жизни – чтения и письма. От того, насколько успешным оно будет, зависит, без преувеличения, будущее человека – как личности, в профессии и отношениях с другими людьми.
Если ребёнок при письме систематически пропускает гласные или согласные буквы и допускает другие ошибки, перед родителями встаёт вопрос: что делать, чтобы помочь ему?
Логопеды, педагоги, дефектологи и психологи всего мира на протяжении многих лет занимаются проблемой «врождённой» неграмотности. Ведь если человек не усваивает чтение и письмо, он не сможет использовать их для обучения, в быту и работе.
Проявления и побочные эффекты дисграфии
Перед дисграфиками (людьми с нарушением навыка письма) стоят проблемы, о которых даже не задумывается обычный человек:
• С трудом пишут под диктовку, путают буквы и слоги местами, заменяют похожие по начертанию и звучанию буквы, выпускают части слов и т. д.;
• Трудно справиться с любой письменной работой, особенно требующей аккуратности и внимательности; быстро теряют нить рассуждения, пытаясь выразить свои мысли письменно;
• Обладают плохим почерком, их записи грязные, полны ошибок и правок, из-за чего их считают ленивыми и нерадивыми;
• В обычной жизни сложно заполнять бумаги, выписывать чеки и т. д., даже с тем, чтобы поставить подпись, могут возникать проблемы;
• Зачастую нарушено пространственное ориентирование, распознавание правой и левой стороны
и т. п.
То, что ребёнок пропускает буквы в словах при письме – не главная проблема, намного хуже «побочные эффекты» дисграфии. Но в первое время, а часто и всю жизнь ошибки дисграфиков списываются на лень и невнимательность.
Диагностика и коррекция дисграфии
Ребёнок, не получивший помощи, учится всё хуже, снижается его самооценка, ухудшаются отношения с окружающими. Он может стать замкнутым и нелюдимым.
Чтобы исключить это, нужно вовремя выяснить, почему ребёнок при письме пропускает буквы:
• из-за невнимательности, отсутствия навыков и знаний (проблемы с произношением букв; скудный словарный запас, отсутствии мотивации и т. д.);
• из-за дисграфии, вызванной специфическим развитием отделов мозга, вследствие которого ребёнок не может обучиться чтению и письму по общей программе и ему необходима коррекция.
Второй случай требует вмешательства методистов Центра Р. Дейвиса.
Рональд Дейвис – автор методики коррекции дисграфии, практикуемой во всём мире и показывающей отличные результаты, независимо от возраста, пола, языка, на котором говорят люди. Суть заключается в том, чтобы научить людей учиться, контролируя своё особое состояние.
Дисграфик мыслит зрительными образами, не используя абстракции, поэтому у ребёнка «не складывается» образ слова, и он может писать, пропуская буквы, или делать другие типичные ошибки: заменять похожие символы, переставлять части слов и предложений, «превращать» одно слово в несколько и наоборот.
Диагностировать дисграфию можно с 7-8 лет. Точная диагностика возможна в 10 лет. Этот возраст является лучшим и для прохождения курса коррекции.