"Поможем каждому!"

Дисграфия у детей и младших школьников

Дисграфия – это сложное состояние, характерное для ребенка с гармонично развитым интеллектом и речевым развитием, при котором нарушается базовое формирование навыков письма в соответствии с правилами грамматики и согласования слов в предложениях.

Если расшифровать столь мудреный термин, то получится, что дисграфия у детей – это устойчивые и повторяющиеся ошибки письма, свойственные ученикам общеобразовательных учебных заведений. При этом у детей не будет наблюдаться нарушений в интеллектуальном развитии, формировании слуха и зрения. А если учесть, что около 53% второклассников и 39% учеников 5-го класса и выше страдают от дисграфии, мы имеем возможность наблюдать устойчивость данного нарушения к коррекционным мероприятиям.

Статистика последних лет оголила проблему нарушения письменной речи. Несмотря на большое количество исследований в этой области, а также появления разнообразных методик коррекции и профилактики, с каждым годом детей с дисграфией становится все больше. Это говорит о том, что эффективность подхода к устранению нарушения зависит от глубокого изучения причин данного явления.

Причины дисграфии

дисграфия у детей

Письмо для ребенка является сложным психологическим и физиологическим процессом. Письменная деятельность состоит из трех базовых операций.

1. Придание звуку символической формы (буквы).

2. Моделирование графической структуры слова от звуков к символам.

3. Графо-моторная операция, зависящая от навыков мелкой моторики.

Каждая операция облекается в форму самостоятельного навыка и имеет индивидуальную психологическую основу. Особенность написания того или иного слова/предложения заключается в интеграции и одновременной координации трех операций. Овладение письмом в пределах нормы зависит от правильного развития речевых и неречевых функций – звукопроизношение, выделение фонем (звуков), фонематический, слоговой и зрительный анализ, пространственное представление, грамматическая и лексическая система правописания. Любой из этих процессов может быть нарушен в виду следующих причин:

Социально-психологические, они же функциональные. Сюда можно отнести попытку обучить ребенка грамоте в отсутствии психологической готовности к постижению новых знаний, умений, навыков. Задержка психологического развития ведет за собой и отставание прочих умений. Отсутствие внимания к формированию речевых способностей у ребенка и последующий дефицит речевых контактов. Особенно подвержен дисграфии ребенок-билингв, когда в семье практикуется общение на двух языках.

Органические. К ним причисляют нарушения в развитии и патологии, приводящие к истощению нервной системы. Недоразвитие головного мозга малыша в пренатальном, натальном или постнатальном периоде может быть результатом тяжелого течения беременности у матери, последствием родовой травмы, осложнением после инфекции и тяжелых соматических патологий.

В зависимости от причин нарушения устройства письменной речи выделяют различные виды дисграфии.

Родителям следует уделять особое внимание письменным способностям ребенка, если для него характерно одно из следующих состояний.

• Малыш левша или переученный правша;

• Комиссия определила ребенка в логопедическую группу детского сада из-за нарушений в произношении;

• Растет в семье, где общение происходит в равной степени на двух языках;

• Нарушение памяти, внимания, усидчивости;

• Привычка проглатывать окончания, не договаривать слова.

Большинство предпосылок для развития дисграфии можно выявить в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика позволит избежать многих трудностей в будущем.

Виды нарушений

Существует несколько классификаций дисграфических нарушений. Максимально полноценно патология отображается в системе классификации, разработанной и уточненной Л. И. Лалаевой, согласно которой выделяют пять форм дисграфии.

дисграфия у школьников

1. Акустическая – проявляется в замене букв на фонетически близкие. При написании чаще всего можно увидеть замещение в глухих и звонких буквах (б-п, д-т), шипящих и свистящих (с-ш, ш-щ), аффрикаты (ч-ть, ц-с). Еще одним признаком акустической дисграфии является неправильное отображение мягких согласных – больит.

2. Артикуляторно-акустическая – обладая неправильным произношением звуков, ребенок воспроизводит его на бумаге. То есть малыш пишет слова так, как их произносит. Коррекционные упражнения в этом случае следует направлять на исправление произношения, а учить ребенка письму с проговариванием не стоит.

3. Оптическая – причиной ошибок при написании слов является недосформированность зрительно-пространственных представлений и визуального анализа. Буквы нашего алфавита состоят из чередования палочек и овалов. Комбинируясь в разной последовательности и порядке элементы образуют различные знаки: ц, щ, ш, и, н, п, б, в, ь… Когда мозг или зрительные анализаторы не разграничивают отличия, то ребенок начинает неправильно строит графическое изображение буквы, прописывая неверно слово. Самые частые ошибки состоят в неправильном определении количества элементов в букве, добавлении или не дописывании – И-Ш, Х-Ж, Л-М… А также зеркальном написании и пропуске соединительных структур и визуально похожих элементов.

4. Аграмматическая – является следствием неправильного развития грамматического строя. Ребенок пишет вопреки любым правилам грамматики. Ошибки могут формироваться на уровне слова, словосочетания, предложения, группы предложений. Аграмматизмы в написании появляются с третьего класса и выражаются в неправильном написании окончаний, согласовании слов по числам, родам, падежам (пушистое зверь).

5. Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа – проявляется в перестановке букв и слогов, пропуске буквы или целого слога, написании лишней буквы, повторении одной и той же буквы/слога, сочетании в слове слогов из разных слов, раздельном написании приставок или слитном написании слогов.

Чаще всего ребенок демонстрирует отличное владение теорией правописания, знание правил наизусть, но при написании текстов, особенно под диктовку допускает несвойственные ошибки.

Симптомы дисграфии

Первые признаки или симптомы дисграфии проявляются во втором классе. Но на них не всегда обращают внимание даже опытные педагоги, считая это просто легким отставанием ученика. Но уже к концу третьего класса становится очевидно, что ребенку необходимо пройти диагностику у логопеда, невролога, психиатра, чтобы подтвердить или исключить дисграфию. В некоторых случаях за нарушением навыков письма скрывается педагогическая запущенность, недостаточное внимание со стороны родителей к развитию и образованию ребенка.

Учитель начальных классов может порекомендовать психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если у ребенка проявляется ряд устойчивых и постоянно повторяющихся ошибок.

• Замена или смешение сходных по звучанию или написанию букв (т-ш, м-л, б-п);

• Неправильное воспроизведение буквенно-слоговой структуры – перестановка букв, добавление лишних букв, не дописывание окончаний);

• Нарушение согласования слов в словосочетаниях и предложениях;

• Ошибки в написании слогов и приставок.

Еще один признак развития дисграфии – медленное письмо и трудноразличимый почерк. Тревожным звоночком должна послужить замена прописной буквы строчным аналогом, резкое колебание наклона и высоты идентичных букв, смещение с границы строк.

На будущую дисграфию могут указывать гиперактивность в анамнезе, пониженная работоспособность, нарушение кратковременной памяти, недостаточная усидчивость.

ВАЖНО! Диагностику дисграфии выполняют после того, как малыш освоит технику письма, т.е. в 8-8,5 лет.

Методы коррекции нарушений письма

Коррекцию дисграфии проводит логопед. Специалист выбирает оптимальную методику работы с ребенком после проведения диагностических мероприятий, в ходе которых будут выявлены механизмы и форма нарушений.

Общий подход к коррекции основан на восполнении пробелов в произношении и формировании звуков, расширении грамматической основы, развития связей и аналитико-синтетической деятельности, памяти, мелкой моторики. Комплекс работы включает медикаментозную терапию, физиотерапию, письменные упражнения, занятия творчеством. Сочетание учебных и лечебно-оздоровительных мероприятий и учет индивидуальных особенностей ребенка позволит достичь хороших результатов. 

Логопед подбирает задания, которые способны вызвать интерес, разбудить желание заниматься познавательной деятельностью. Для закрепления применяется многократное повторение упражнений. Степен сложности заданий поднимается постепенно. Для результативности в ходе работы внимание ребенка переключается с одного вида деятельности на другой. Особенно эффективно это при недостаточной усидчивости у детей.

Коррекционные методики условно делятся на техники прямого воздействия и методы обходных путей. Различные приемы из арсенала логопеда помогают формировать визуальный образ буквы.

коррекция дисграфии у школьников

• Лепка;

• Складывание букв из палочек и веревочек;

• Вычеркивание определенной буквы из слова;

• Распознавание букв на ощупь.

Для исправления фонематического восприятия ребенку дают выполнять:

• звуко-буквенный анализ слова;

• работа с дефорированными текстами;

• письмо по памяти.

Эти многие другие упражнения помогают восстановить пробелы и победить дисграфию. Однако любое нарушение гораздо легче предотвратить, занимаясь профилактикой, чем устранять проблемы, связанные с запущенностью состояния.

Профилактика дисграфии

В рамках профилактики дисграфии в дошкольном возрасте ребенка следует увлекать развивающими упражнениями в игровой форме. Это может быт лепка, рисование, плетение из ниток для развития мелко моторики. Игры на внимательность и запоминание. Аудио упражнения для развития слуховой дифференциации звуков.

Подводя итоги

Важно формировать широкий словарный запас у ребенка, разговаривая с малышом, важно четко произносить слова, а не сюсюкать. Кроме занятий с педагогом большую роль играет повседневное общение. Обязательно хвалите малыша даже за незначительные достижения. Следует знать, что ребенок намного быстрее и эффективнее сможет справиться с этой проблемой, если будет чувствовать за спиной поддержку любящих, а самое главное – терпеливых взрослых.

 

Логопед-дефектолог в Москве